Сегодня популярность MES-систем набирает стремительные обороты. Количество выставок и семинаров посвященных этому вопросу стабильно увеличивается, и перечень программного обеспечения разных фирм производителей удваивается чуть ли не каждый год. На фоне этого растёт и количество публикаций посвященных «теории» MES-систем: состав, функциональность, цели, задачи и т.д.
Автор: Сюч Э.О.
Источник: Эффективное производство, спецвыпуск 04, 2013
Введение
Сегодня популярность MES-систем набирает стремительные обороты. Количество выставок и семинаров посвященных этому вопросу стабильно увеличивается, и перечень программного обеспечения разных фирм производителей удваивается чуть ли не каждый год. На фоне этого растёт и количество публикаций посвященных теории MES-систем: состав, функциональность, цели, задачи и т.д.
Тем не менее, надо признать как факт наличие большего числа невостребованных внедренных и, часто, «работающих» систем уровня MES. В данном случае я имею в виду проблему использования MES-систем в качестве реального инструмента управления производством. Не секрет, что большое количество внедренных систем существуют параллельно со старыми проверенными таблицами Excel и трубкой телефонного аппарата.
MES- не набор функций
На мой взгляд, такое состояние дел является не столько результатом ошибок при внедрении или неправильном выборе программных решений MES-системы (хотя и это очень важно), сколько неверной ориентацией MES.
По определению MES - специализированное прикладное программное обеспечение (см. Wikipedia), и традиционный подход определяет MES как набор функций:
RAS — Контроль состояния и распределение ресурсов.
DPU — Диспетчеризация производства (Координация изготовления продукции).
DCA — Сбор и хранение данных.
LUM — Управление людскими ресурсами.
QM — Управление качеством.
PM — Управление процессами производства.
PTG — Отслеживание и генеалогия продукции.
PA — Анализ эффективности.
Так удобно и понятно с точки зрения модульности программного обеспечения и этапности проектов внедрения. Но (!), именно традиционный подход мешает воспринимать этот действенный инструмент с точки зрения конечного результата и целей MES. Такое понимание MES, на мой взгляд, концентрирует на ИТ-составляющей MES – какие системы интегрировать, какие интерфейсы задействовать, какие программные решения использовать.
MES – это не набор функций, MES = автоматизация бизнес-процессов оперативного управления производством.
Именно понимание того, что MES автоматизирует конкретные бизнес-процессы конкретного производства, является залогом успешного проекта создания MES-системы. Такой подход непроизвольно заставляет описывать автоматизируемые бизнес-процессы, вовлекать в проект специалистов от производства и, в конечном счете, ориентирует на полезный с точки зрения эффективности производства результат.
Заключение
Таким образом, новое позиционирование MES позволяет использовать весь наработанный опыт создания ERP-систем, включающий такие важные для MES моменты как моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов, консалтинговую направленность проектов внедрения.
Также не в последнюю очередь положительным моментом «перепозиционирования» является тот факт, что MES должен и может стать неким концентратором лучших практик оперативного управления производством, позволяя компаниям оказывать, в том числе, и услуги по управленческому консалтингу.